+7 (812) 677-2062
+7 (962) 680-6715

Проспект Обуховской обороны, дом 38

Поставки судового оборудования,
запорной арматуры,
судовых механизмов и гидравлики
для нужд флота

Надежный бизнесмен, проверенный поставщик, порядочный партнёр

Статьи и материалы по судостроению и судоремонту

  Подъемные якорные устройства. Шпили и брашпили.  23.09.2010 22:54

Подъемные якорные механизмы предназначены для подъема и отдачи якорей. Они подразделяются на шпили, у которых цепной и швартовный барабаны вращаются вокруг вертикальной оси, и брашпили, у которых цепной и швартовный барабаны вращаются вокруг горизонтальной оси. В зависимости от рода двигателя якорные подъемные механизмы подразделяются на электрические, электрогидравлические и ручные.
На надводных кораблях как правило устанавливают шпили, на подводных лодках - брашпили.
Схема электрического якорно-швартовного шпиля показана на рис.1
Над верхней палубой находится головка шпиля, состоящая из цепного и швартовного барабанов. Головка шпиля насажена на баллер, нижний конец которого через муфту баллера соединен с редуктором. Под верхней палубой на баллере установлен ленточный тормоз. С помощью муфты редуктор соединен с электродвигателем постоянного тока, на корпусе которого имеется электромагнитный тормоз.


Рис.1. Схема электрического шпиля:
1 - швартовный барабан; 2 - цепной барабан; 3 - палуба; 4 - ленточный тормоз; 5 - баллер; 6 - муфта баллера; 7 - редуктор; 8 - муфта редуктора; 9 - электродвигатель; 10 - электромагнитный тормоз

Схема электрогидравлического якорно-швартовного шпиля показана на рис. 2.
От головки до редуктора включительно механические элементы этого шпиля равнозначны механическим элементам шпиля электрического. В электрогидравлическом шпиле применяется электродвигатель переменного тока, который вращает с постоянным числом оборотов ротор насоса переменной производительности. Насос трубопроводами соединен с гидродвигателем, а последний с помощью муфты присоединен к редуктору.


Рис.2. Схема электрогидравлического шпиля:
1 - муфта; 2 - гидродвигатель; 3 - трубопроводы; 4 - насос; 5 - электродвигатель


Т а б л и ц а 1

Устройство головки шпиля (рис.3).
Головка шпиля включает цепной барабан, швартовный барабан и баллер. Верхняя часть цепного барабана - звездочка, зокруг которой обносится якорная цепь; нижняя часть - втулка, удлиненная книзу, на которую насажен на шпонках тормозной шкив, закрепленный гайкой. Цепной барабан с тормозным шкивом свободно вращается на баллере и опирается на сферический роликоподшипник, который закреплен установочным кольцом и гайкой. Баллер проходит через внутреннюю полость цепного барабана, в которой центруется вкладышами. В месте выхода баллера из цепного барабана установлен сальник, который поджимается крышкой. В нижнем конце баллера укреплен подпятник, служащий для опоры баллера на пятку, установленную на редукторе. Швартовный барабан сверху закрыт крышкой, в которой имеются гнезда для вымбовок. Для сцепления швартовного и цепного барабанов имеется специальное устройство в виде стойки, ввинченной в верхний торец баллера. На стойке имеется нарезка и навинчена втулка, на верхний конец которой на шпонке насажен штурвал, закрепленный гайкой. На ту же втулку надета верхняя траверса, которая для предотвращения проворачивания имеет специальный паз, скользящий по неподвижному штифту. Между ступицей штурвала и верхним шарикоподшипником установлена другая втулка, застопоренная шпонкой, для предотвращения проворачивания относительно первой втулки. Нижняя траверса приварена к ступице швартовного барабана, который подвешен к верхней траверсе на трех тягах. Между верхней и нижней траверсами, снаружи тяг, установлены спиральные пружины. Высота подвески швартовного барабана регулируется с помощью гаек, которые навинчены на верхние концы тяг, и устанавливается такой, чтобы при верхнем положении швартовного барабана достигалось полное расцепление его с цепным барабаном. Для соединения цепного барабана со швартовным по окружности верхнего обода цепной звездочки расположены кулаки, которые входят в зацепление с кулаками швартовного барабана при опускании. На верхней цалубе перед цепной звездочкой установлен цепеотбойник, который служит для предотвращения закусывания звеньев якорной цепи кулаками звездочки.

Уход за якорным устройством
Якорное устройство должно быть в постоянной готовности к действию, для чего использовать его надо только в соответствии с эксплуатационными инструкциями; содержать в чистоте и порядке; содержать ходовые и трущиеся части, а также винтовые соединения механизмов постоянно смазанными; следить, чтобы на пути движущихся частей не было посторонних предметов; немедленно устранять дефекты; своевременно проводить плановые осмотры и проверки.


Рис.3. Головка шпиля ШЭГ- 2:
1 - баллер; 2 - крышка сальника; 3 - гайка тормозного шкива; 4 - тормозной шкив; 5, 24 - вкладыши; 6 - гайка установочного кольца; 7 - установочное кольцо; 8 - сферический роликоподшипник; 9 - тяга; 10 - пружина; 11, 19 - верхняя траверса; 12 - крышка; 13- втулка; /4 - сальник; 15 - гайка штурвала; 16 - штурвал; 17 - упорный подшипник; 18 - втулка; 20 - неподвижный штифт; 21 - стойка; 22 - швартовный барабан; 23 - нижняя траверса; 25 - цепеотбойник; 26 - цепной барабан; 27 - подпятник

Ежедневный осмотр : проверить комплектность якорного устройства; убедиться в плотности затяжки якорей в клюзы при креплении их по-походному; проверить правильность закрепления якорной цепи цепными стопорами при стоянке корабля на якоре; произвести смазку трущихся частей механизмов и винтовых соединений; убедиться в наличии пломб на маховиках машинок отдачи якорных цепей; проверить целость окраски, удалить с деталей якорного устройства коррозию и грязь.
Ежемесячный осмотр: проверить якорное устройство в действии, стравливая и выбирая якоря побортно шпилем, обращая особое внимание на равномерность износа якорных цепей и периодичность их освидетельствования корабельной комиссией. При этом выполнить все мероприятия ежедневного осмотра.
Трехмесячный осмотр: проверить работу при отдаче и подъеме якорей; убедиться в отсутствии проскакивания звеньев якорных цепей на звездочке шпиля; проверить состояние стопоров и убедиться в отсутствии видимых дефектов в деталях якорного устройства.
Доковый осмотр: выгрузить якорные цепи и очистить якоря, якорные цепи и цепные ящики от краски и ржавчины; проверить состояние звеньев, скоб, вертлюгов, глаголь-гаков, крепление коренного конца якорной цепи и стопоров к корпусу; разобрать соединительные звенья и скобы, измерить диаметр звеньев в местах их наибольшего износа, изношенные звенья вырубить и вместо них установить соединительные звенья; осмотреть цепной ящик; если вышел срок, провести испытания якорных цепей и после устранения дефектов якоря якорные цепи покрасить и восстановить на якорных цепях маркировку.

3.9. Меры безопасности при работе с якорным устройством

  • Обслуживать якорное устройство может только личный состав, имеющий допуск к самостоятельному обслуживанию якорного устройства.
  • Перед работой необходимо убедиться, что скобы, штыри и глаголь-гаки правильно установлены, а откидные скобы и гаки легко отдаются; проверить стопорение якорной цепи палубным стопором, правильность закрепления коренного конца якорной цепи; счетчики показаний длины вытравленной якорной цепи установить в нулевое положение. Правильность работы шпиля проверяется на холостом ходу.
  • При отдаче якоря вести наблюдение за ходом якорной цепи и отсутствием биения по желобу палубного стопора. При выборке якоря проверять правильность самоукладки якорной цепи в цепном ящике.
  • Соединять цепной барабан надлежит только после предварительной проверки шпиля работой вхолостую, а разобщать - убедившись в закреплении ленточным стопором. Отдача и подъем якоря, подбор и стравливание якорной цепи должны осуществляться только по командам с ГКП. Если якорь отдается с буйком, то буйреп должен быть сначала разнесен шлагами за леерами или вытравлен за борт, а сам буй должен находиться на кипе или ватервейсе.
  • Перед отдачей якоря необходимо убедиться, что за бортом под якорем нет плавсредств, в цепном ящике нет людей и нет завалов якорной цепи. При отдаче якоря никому не разрешается стоять впереди или позади шпиля на линии движения якорной цепи. На глубинах до 50 м якорь отдается отжимом ленточного стопора. На глубинах более 50 м якорь при отдаче нужно стравливать шпилем и отдавать с ленточного стопора, когда до грунта останется не более 30 м.
  • Запрещается оставлять якоря закрепленными только ленточными стопорами и работать шпилем во время забортных работ по очистке якоря. Якорная цепь должна быть взята на стопоры, а работа шпиля прекращена при направлении людей в цепной ящик для разборки или очистки якорной цепи при отдаче якоря.
  • Запрещается стоять на якорной цепи при укладке ее в цепной ящик и втягивать якорь в клюз, не удалив предварительно людей из цепного ящика.
  • Все работы с якорной цепью как в цепном ящике, так и на палубе должны производиться с помощью специальных крючьев (абгалдырей). При заводке на причал якорную цепь не следует заводить за палы и битенги небольшого диаметра.
  • При стоянке корабля в доке запрещается производить любые работы с якорным устройством без согласования с администрацией дока. Перед началом работ с якорным устройством необходимо убедиться в отсутствии людей в доке под якорями.
  • В случае отрыва якоря от грунта ходом корабля необходимо убедиться в отсутствии людей в цепном ящике и вблизи якорной цепи на палубе.
  • При длительных стоянках на якоре, особенно при волнении, когда якорная цепь испытывает большие напряжения, рекомендуется ее периодически потравливать, чтобы одни и те же звенья не находились на изломах в якорных клюзах.


  Гаки корабельные  23.09.2010 23:48

Гаками называются кованые крюки из мягкой стали. Они применяются для закладывания за стропы поднимаемого груза, для крепления стоячего такелажа и т. д.
Обыкновенный гак (рис.1)
Бывает простой (плоскость обуха перпендикулярна к плоскости спинки) и повернутый (обух, спинка и носок расположены в одной плоскости).


Рис.1. Обыкновенный гак:
а - простой; б - повернутый; 1 - обух; 2 - спинка; 3 - носок; 4 - проушина

Гаки изготовляются 22 номеров: от № 0,1 до № 75. Номер означает грузоподъемность гака в тоннах.
Складной гак - храпцы (рис.2)
Используется для того, чтобы снасть не могла самопроизвольно выложиться. Храпцы состоят из двух простых гаков, надетых проушинами на коуш. Одна сторона гаков плоская. Этой стороной они плотно прилегают один к другому, образуя замкнутое кольцо. Для надежности при использовании храпцы закаболиваются ворсой.


Рис.2. Храпцы

Глаголь-гак (рис.3)
Применяется там, где нужно быстро выложить гак под нагрузкой, на цепных стопорах, шлюпочных найтовых, жвака-галсах, на концах стоячего такелажа и винтовых талрепах.


Рис.3. Глаголь-гак:
1 - увеличенное звено; 2 - стопорное звено; 3 - откидной гак

Пентер-гак (рис.4)
Применяется для постановки и уборки тяжелых деталей тралов. Он представляет собой простой гак, на спинке которого имеется обушок для крепления оттяжки. Оттяжка позволяет выложить гак из обуха отводителя трала или буя, вынесенного за борт или корму тралбалкой или краном, под нагрузкой.


Рис.4. Пентер-гак

Вертлюжный гак (рис.5)
Применяется на канифас-блоках, нижних блоках шлюпочных талей и в качестве грузовых гаков. Вертлюжный гак может вращаться в отверстии серьги, что предотвращает перекручивание лопарей талей и подъемных шкентелей.


Рис.5. Вертлюжный гак

Двойной вертлюжный гак (рис.6)
От вертлюжного отличается тем, что, вращаясь вокруг оси шейки, может качаться на оси серьги. Применяется в блоках больших грузовых кранов.


Рис.6. Двойной вертлюжный гак

Грузовой гак шкентель - г а к (рис.7) 
Применяется на шкентелях грузовых стрел. Носок гака загнут внутрь, что исключает его задевание за выступающие части борта.


Рис.7. Грузовой гак (шкентель-гак)

Двурогий гак  - применяется на стрелах и кранах.

Уход за гаками. Каждый гак испытывается на нагрузку, превышающую на 25% его грузоподъемность, не менее 10 мин. Грузоподъемность гака в тоннах выбивается на его спинке.
Гаки с трещинами, разогнутыми или сработанными обухами и спинками к эксплуатации не допускаются и подлежат замене. Трущиеся части вертлюжных гаков смазываются пушечным салом. Старая смазка подлежит периодической замене. Заржавевшие вертлюжные гаки расхаживаются, промываются керосином, очищаются от ржавчины, а затем смазываются.


Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] 4 [ 5 ]