+7 (812) 677-2062
+7 (962) 680-6715

Проспект Обуховской обороны, дом 38

Поставки судового оборудования,
запорной арматуры,
судовых механизмов и гидравлики
для нужд флота

Надежный бизнесмен, проверенный поставщик, порядочный партнёр

Статьи и материалы по судостроению и судоремонту

  МОРСКИЕ ТЕРМИНЫ  15.09.2010 03:51

Аванга́рд (фр. avant - впереди и фр. garde - страж) - часть войск или кораблей, выдвинутая в походе вперёд, с целью не допустить внезапного нападения противника, обеспечить выгодные условия для развёртывания и вступления в бой, захватить выгодные рубежи и т. д.
Ави́зо
(от итал. avviso - уведомление) - небольшой корабль, применявшийся для разведки и посыльной службы в XVIII-XIX вв.
Авра́л
(англ. over all - «все наверх») - спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне всей командой.

Авторулевой - навигационный прибор для автоматического управления судна рулевым приводом и удержания судна на заданном курсе. Представляет собой основную часть системы автоматического регулирования курса судна.
Адмиралте́йство
 - 1) в XVIII-XIX вв. место постройки, вооружения и ремонта кораблей, где сосредоточены верфи, стапели, доки, мастерские и склады; 2) орган управления флотом.
Адмиралтейский час
(адмиральский час) - предобеденный перерыв в 11 ч, который объявлялся ежедневно на флоте и в Адмиралтейств-коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли «выпить и закусить» перед обедом. Введен по распоряжению Петра I. Как пишет исследователь русского языка и этнограф И. М. Снегирей в труде «Русские в своих пословицах», это выражение напоминает «обычай основателя российского флота (Петра Первого. - Сост.) в одиннадцать часов утра после трудов пить водку с сотрудниками своими. Это был у Петра своего рода „обеденный перерыв". С адмиралами здесь заседал сам Пётр, заседания продолжались до 11 часов, когда царь по старой привычке подкреплял себя анисовой водкой. Его примеру следовали и адмиралы. Этот факт родил поговорку: „Адмиралтейский час пробил, пора водку пить". 11 часов с тех пор называют „Адмиралтейский полдень". Выражение „адмиральский час" вошло в широкий обиход после того, как начиная с 1865 г. ровно в полдень в Петербурге стали стрелять из пушки Адмиралтейства, обозначая тем самым точное время.» Иносказательно: время (около полудня, полдень), когда пора «выпить и закусить» (шутл.).
Акро́столь
 - декоративная кормовая оконечность.
А́напуть
 - несколько тросов, закреплённых в просверленном крае марсовой площадки и проходящих через деревянный брусок с отверстиями - анапуть-блок. Нужен для того, чтобы избежать зацепления марселями за марсы. Устанавливался между передней кромкой марса и штагом.
Анкеро́к
(нидерл. anker) - деревянный бочонок, ёмкостью в anker вина. Входит в снабжение шлюпок и служит для хранения запасов пресной воды.
Арте́ль
 - объединение матросов или солдат в русском флоте или армии в целях организации питания из общего котла, за счёт положенных им на продовольствие денег. Хозяйством артели ведал артельщик, избираемый солдатами или матросами. Артельщик утверждался старшим офицером корабля.
Арьерга́рд
(от фр. arriere - задний) - тыловая часть соединения, групп или отрядов кораблей, следовавшая за главными силами флота и прикрывавшая их с тыла.
Ахтерште́вень
(нидерл. achtersteven, achter - задний, steven - штевень, стояк) - брус, составляющий заднюю оконечность корабля; к нему подвешивается руль.
А́хтерпик
(гол. achterpiek) - крайний кормовой отсек судна, заканчивающийся ахтерштевнем и используемый обычно как балластная цистерна.

 Бак (нидерл. bak) - надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок-мачты). Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т. д. Бак также обозначает посуду, употребляемую для приёма пищи команды на корабле .
Бакборт
 - левый борт.Ныне устаревший термин. Назывался так потому, что рулевой (кормчий) при управлении судном на курсе стоял спиной к левому борту. (нидерл. bak) - «зад, спина». Сравн. «штирборт».
Ба́кен
 - плавучий знак, устанавливаемый на якоре для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватеров.
Бакшта́г
: 1) Одна из снастей стоячего такелажа, поддерживающих с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр. Бакштаги идут вбок и несколько назад (чаще именно мн. ч.). 2) Курс судна относительно ветра - ветер дует с кормы и в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол больше 90° и меньше 180°) Делится на полный бакштаг (ближе к 180°), собственно бакштаг и крутой бакштаг (ближе к 90°).
Бакштов
 - трос, выпущенный за корму стоячего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.
Балктанкер
 - судно специальной постройки, способное перевозить сыпучие и жидкие грузы.
Ба́ллер
 - ось вращения руля, скреплённая с пером руля.
Баля́сина
 - точёный реёк, служащий ступенькой у штормтрапа.
Банка
 - 1) участок дна, глубина над которым заметно меньше окружающих глубин, то же, что мель; 2) доска, служащая для сиденья на шлюпке.
Ба́нник
 - деревянная цилиндрическая колодка со щеткой, наезженная на древко. Служит для очистки канала орудия от порохового нагара.
Бараба́н шпи́ля
 - вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.
Барбарский корабль
 - однопалубный корабль, прототипом которого были так называемые берберийские суда XVI-XVII вв., плававшие у берегов Алжира и Туниса. Имел 2 мачты с прямыми и 1 - с косыми парусами. Длина 32-36 м, ширина 7-10 м; вооружение 34-44 орудия.
Барк
 - трёх-пятимачтовое парусное судно для перевозки грузов с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой, несущей косое парусное вооружение.
Баркалон
 - парусно-гребное судно длиной около 35 м, шириной до 9 м, осадкой до 2,5 м; вооружение 26-44 орудия.
Бархо́ут
 - усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии
Бато́метр
 - океанографический прибор для получения проб воды с заданной глубины.
Бейдевинд
 - курс судна относительно ветра: ветер дует с носа и в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол меньше 90°) Делится на полный бейдевинд, собственно бейдевинд и крутой бейдевинд.
Бе́йфут
 - кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами.
Бе́нзель
 - перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом.
Беседка
 - деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сидением при подъёме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт.
Биза́нь
 - 1) косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику бизань-шкотом; 2) нижний прямой парус, ставящийся на бегин-рее бизань-мачты.

Слово «бизань» прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Тогда рей будет называться «бегин-рей», а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово «крюйс».
Биза́нь-ма́чта
 - третья мачта, считая с носа. На четырёх и более мачтовых судах - всегда последняя, кормовая мачта. На так называемых «малых» («полуторамачтовых» судах [кеч, иол]) - вторая мачта от носа.
Би́кгед
 - переборка в носовой части парусных судов, у которых бак не доходит до форштевня.
Бимс
(англ. beams, мн. число от beam - бревно, балка, перекладина) - поперечная балка, связывающая бортовые ветви шпангоута и придающая судну поперечную прочность.
Бире́ма
 - гребной военный корабль с двумя рядами весел.
Би́тенг
 - деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.
Блинд
 - парус, который ставили под бушпритом. Привязывался к блинда-рею.
Бли́нда-га́фель
(усы) - отводы, горизонтально укреплённые у нока бушприта для разноса стоячего такелажа (утлегарь и бом-утлегарь бакштагов).
Бли́нда-фал
 - снасть, с помощью которой поднимался парус блинд. Блинда-фал основывался на два одношкивовых блока: один на середине блинда-рея, а другой у топа бушприта.
Блоки
 - простейшие механизмы, служащие для подъёма тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.
Блок со сви́тнем
 - блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа.
Бло́кшив
 - корпус разоруженного судна, приспособленный для жилья, хранения запасов и т. д.
Бо́канцы
 - старинное название шлюпбалок.
Бом
 - слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям, рангоутным деревьям и такелажу, принадлежащим к бом-брам-стеньге.
Бомбарди́рский кора́бль
 - парусный двухмачтовый корабль, вооружённый 12-14 пушками крупного калибра или 2-4 мортирами. Использовался для бомбардировки крепостей и портов. Обладал усиленной конструкцией корпуса.
Бом-брамсель
 - прямой парус, поднимаемый на бом-брам-рее. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте - фор-бом-брамсель, на грот-мачте - грот-бом-брамсель и на бизань-мачте - крюйс-бом-брамсель.
Бом-утлегарь
 - рангоутное дерево, служащее продолжением утлегаря.
Борт
 - бок, боковая стенка судна.
Бот
 - всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооружённое 6-8 пушками малого калибра служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывают палубные для морских плаваний, беспалубные для прибрежного.
Бо́тик
 - небольшой бот.
Бо́цман
(нидерл. bootsmann) - старший из палубной команды судна. В торговом и вообще гражданском флоте - как правило, матрос первого класса.
Боцманма́т
 - старший унтер-офицер, исполняющий должность боцмана в его отсутствие.
Бочка
 - плавучее приспособление в виде большого полого резервуара, закреплённого цепью за дно, служащее для швартования к нему кораблей, находящихся на рейде.
Брам
 - слово, прибавляемое к названию всех парусов, такелажа и снастей, принадлежащих к брам-стеньге.
Брам-бакшта́ги
 - снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков брам-стеньги.
Брам-ги́нцы
 - маленькие тали, ввязываемые в брам-фал.
Бра́мсель
 - прямой парус, подымаемый на брам-рее над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте - фор-брамсель, на грот-мачте - грот-брамсель и на бизань-мачте - крюйс-брамсель.
Брам-сте́ньга
 - рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.
Брам-фал
 - снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, им же поднимают реи над бом-салинг при постановке брамселей.
Бра́ндер
 - небольшое парусное судно (по большей части выслуживший срок военный или торговый корабль), которое нагружалось различными горючими веществами и предназначалось для уничтожения неприятельского флота путём поджога его кораблей при сцеплении с ними вплотную.
Брандва́хта
(нем. brand - огонь, нем. wacht - караул) - корабль, несущий сторожевую службу у входа в гавань или порт. Ночью на брандвахте выставляется синий дежурный огонь.
Брандску́гель
(от нем. Brand - пожар, нем. Kugel - ядро) - зажигательный снаряд корабельной гладкоствольной артиллерии. Состоял из пустотелого чугунного ядра с отверстиями, начиненного зажигательным составом. Применялся с середины XVIII до второй половины XIX века.
Брас
 - снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).
Бра́шпиль
 - машина для подъёма якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.
Брейд-вы́мпел
 - широкий короткий вымпел, поднимаемый на грот-мачте командирами соединений, дивизионов и командирами отрядов кораблей.
Бриг
 - двухмачтовое парусное судно с прямыми парусами. Применялись для дозорной, посыльной и крейсерских служб. Водоизмещение 200-400 т, вооружение 10-24 пушки. Экипаж до 120 человек.
Бригади́р
 - военный чин, средний между полковником и генералом. В России был введён Петром I, упразднён императором Павлом I.
Бриганти́на
(итал. brigantino): 1) Двухмачтовое парусное судно XVIII-XIX вв. с прямыми парусами на передней (фок) и с косыми на задней (грот) мачте. Вооружение 6-8 пушек. 2) В русском флоте XVIII в. - парусно-гребное судно для перевозки грузов и войск. Вооружение 2-3 пушки.
Бронено́сец
 - корабль второй половины XIX - начала XX века с мощным артиллерийским вооружением и сильной броневой защитой. Броненосцы береговой обороны (водоизмещение до 8000 т) предназначались для боевых действий в прибрежных районах. Эскадренный броненосец (водоизмещение 10 000-17 000 т)предназначался для морского боя в составе эскадры как главная ударная сила Флота.
Бросательный конец
 - линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы. В настоящее время обычно называется выброска.
Брочинг
 - резкие повороты (броски) яхты в наветренную сторону, не поддающиеся управлению.
Бу́гель
 - плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.
Бу́гель с обухами
 - стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).
Бу́йреп
 - трос, закреплённый за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.
Букси́р
 - 1) Трос, при помощи которого буксируют суда; 2) Буксирное судно, предназначенное для буксировки других судов.
Були́нь
 - снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса.
Бушпри́т
 - рангоутное дерево, укреплённое на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. K бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов - кливеров.
Бык-го́рдень
 - снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.

Ва́нты (нидерл. want) - снасти стоячего судового такелажа. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту.
Вант-пу́тенсы
 - железные цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а верхний закладывается за нижние юферсы. Не путать с путенс-вантами.
Ватер-бакшта́ги
 - снасти стоячего такелажа бушприта, раскрепляющие его в горизонтальной плоскости, идущие к обоим бортам судна.
Ватерве́йс
 - толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды.
Ватер-вулинг
 - крепление бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовые или цепные. На современных парусных судах заменены железными бугелями и скобами.
Ватерли́ния
(англ. waterline) - линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.
Ватер-шта́ги
 - стоячий такелаж бушприта, удерживающий его снизу.
Вельбо́т
(нидерл. walboot) - узкая длинная шлюпка с острыми носом и кормой. Название произошло от первоначального типа шлюпки, употреблявшейся китоловами.
Верп
 - вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путём его завоза на шлюпках.
Веретено́ я́коря
 - массивный стержень, к нижней части которого прикреплены pora адмиралтейского якоря или лапы втяжного.
Верфь
(нидерл. werft) - место постройки судов.
Взять рифы
 - уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных парусов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на к рее у прямых.
Винджаммер
(нидерл. vind jamer) - «выжиматель ветра». Парусник, являющийся развитием чайных клиперов. Вобрал все наилучшие достижения технологии 19-XX веков. Имел стальной корпус с характерными обводами, стальной рангоут. По типу парусного вооружения барк или корабль. Количество ярусов парусов - до семи. Количество мачт - от пяти до семи. Успешно конкурировал с пароходами вплоть до 30 годов XX века. Многие винджаммеры ходят до сих пор. Один из них - учебный парусник барк «Седов»
Водоизмеще́ние
 - вес корабля в тоннах, то есть количество воды, вытесненной плавающим судном; характеристика размеров судна.
Выбирать слабину троса
 - обтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.
Вы́бленки
 - отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъёме по вантам на мачты и стеньги.
Вымбо́вка
 - деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля вручную.
Вы́мпел
(нидерл. wimpel) - длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на мачте военного корабля, находящегося в кампании.
Выстрел
 - горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное над водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна. 

Га́вань (нидерл. hafen) - защищённое место в порту для стоянки, погрузки и выгрузки судов.
Гак
 - стальной крюк, прикреплённый к концу тросов и цепей, служащий для подъёма шлюпок, груза и для буксировки.
Галеас
(от итал. galeazza - большая галера) - парусно-гребной военный корабль в XVI-XVII вв. промежуточный тип судна между галерой и парусным кораблем. Длина ок. 80 м, ширина до 9 м, один ряд весел, 3 мачты с косыми парусами, экипаж более 800 чел., вооружение: до 70 пушек и таран.
Галео́н
 - многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков, имевшее от трёх до пяти мачт со смешанным парусным вооружением.
Гале́ра
 - гребно-парусное, двух-трехмачтовое военное судно длиной до 60 м с одним рядом весел (50 и более) и трёх-четырёхугольными парусами, вооружённое надводным тараном, а позднее пушками (до 20). Экипаж доходил до 250 человек. Предназначалось для действия у берегов и в шхерах.
Гале́та
 - сухарь из ржаной или пшеничной муки, употреблявшийся на кораблях военного парусного флота и позже при отсутствии хлеба, а также в качестве составляющей сухого пайка итп.
Галио́т
(гальо́т) (нидерл. galjoot) - парусное двухмачтовое судно водоизмещением 200-300 т. Использовалось для посыльной и транспортной службы.
Галс
 - курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идёт правым галсом, если в левый борт - то левым галсом.
Галфвинд
 - (голл. halfwind - полветра) курс судна относительно ветра - ветер дует практически прямо в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол около 90°)
Гарде́ль
 - снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъёма нижних реев или гафелей.
Га́фель
(нидерл. gaffel) - рангоутное дерево, подвешенное наклонно к мачте и упирающееся в неё сзади, к которому привязывались некоторые паруса.
Галью́н
 - 1) свес в носу парусного судна для установки носового украшения; 2) отхожее место для команды.
Гельмпо́рт
 - отверстие в корме судна, через которое проходит баллер (ось) руля. Выше гельмпорта баллер руля проходит через гельмпортовую трубу.
Гемам
 - парусно-гребной фрегат шведского флота. Вооружение: 18-32 орудия.
Гик
 - горизонтальное рангоутное дерево, прикреплённое к мачте на небольшой высоте над палубой и обращённое свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.
Ги́ка-топена́нт
 - снасти, накладывающиеся на конец гика и служащие для поддержания его в горизонтальном положении.
Ги́ка-шкот
 - снасть бегучего такелажа; крепится за нок гика, служит для постановки гика с растянутым по нему парусом в положение, необходимое при различных курсах судна.
Главная палуба
 - палуба, до которой доводят водонепроницаемые переборки, разделяющие корпус судна на отсеки; по главную палубу измеряют высоту надводного борта.
Ги́нцы
 - небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.
Ги́товы
 - снасти летучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.
Го́рдень
 - снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.
Гребно́й флот
(галерный флот, шхерный флот) - соединения боевых и вспомогательных судов, основным движителем которых были весла. Предназначался для действий в шхерных районах, лиманах. В состав гребного флота входили галеры, скампавеи, бригантины, дубель-шлюпки и т. д. См. гребное судно.
Грот
 - 1) Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей; 2) Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-грею; 3) Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и



Внутреннее дно  17.09.2010 03:46

Внутреннее дно - стальной настил, идущий поверх днищевого набора (рис. 1.13). По длине он охватывает район набора продольной или смешанной системы. В носу и корме, где набор чаще всего бывает поперечным, второго дна нет; его заменяют платформы. Толщина листов внутреннего дна во избежание быстрого разрушения коррозией принимается от 4 до 10 мм в зависимости от класса корабля. В машинных и котельных отделениях настил толще. Междудонное пространство разделяется флорами и стрингерами на водонепроницаемые отсеки (клетки) с лазами (горловинами), закрывающимися водонепроницаемыми крышками (рис. 1.14). Пространство между наружной обшивкой днища и вторым дном (междудонное пространство) используется для размещения запасов топлива, масла, пресной воды и водяного балласта.

Рис.  Водонепроницаемая крышка горловины с барашками



Страницы: [ 1 ] 2 [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]