|
Судовыми системами называется комплекс трубопроводов с арматурой, обслуживающими их механизмами, цистернами, аппаратами, приборами и средствами управления и контроля над ними.
Судовые системы обеспечивают на судах:
- борьбу за непотопляемость судна - удаление воды из затопленных отсеков, прием или перекачивание водного балласта с целью спрямления поврежденного судна;
- борьбу с пожарами на судне;
- поддержание необходимой температуры и влажности воздуха в жилых и служебных помещениях судна - условий обитаемости;
- подачу пресной и забортной воды для бытовых нужд экипажа;
- удаление грязной воды с судна;
- подачу сжатого воздуха;
- погрузочно-разгрузочные операции на наливных судах.
По роду среды, транспортируемой в трубопроводах, системы разделяются следующим образом: а) водопроводы холодной и горячей, морской и пресной воды; б) воздухопроводы холодного сухого и теплого влажного воздуха; в) паропроводы; г) рассолопроводы водяных растворов солей (служащие главным образом для охлаждения помещений); д) газопроводы углекислого газа, аммиака, фреона и т. п. Судовые системы удобнее изучать, классифицируя их по назначению и выполняемой функции. По этому принципу все судовые системы объединены в следующие группы, при работе которых используются общие элементы, что упрощает отдельные системы и их эксплуатацию.
Трюмная группа, включающая следующие системы:
1) водоотливную, предназначенную для удаления масс воды из затопленных отсеков после заделки пробоины, а также для откачки фильтрационных (протекающих через неплотные соединения) вод; 2) осушительную - для удаления трюмной воды, а также для осушения междудонных и бортовых отсеков, не имеющих специального назначения; 3) балластную для изменения крена, дифферента и осадки судна путем приема или осушения специальных отсеков или цистерн.
В противопожарную группу входят следующие системы:
1) водяная (водотушения и водораспыления)-для тушения пожара водяной струей из пожарных шлангов и из спринклерных головок, для приведения в действие эжекторов и других систем, для тушения пожара топлива в машинно-котельных отделениях распыленной водой; 2) паротушения - для тушения пожара в топливных отсеках посредством заполнения их водяным паром; 3) жидкостная - для тушения пожара топлива в МКО и на электростанциях посредством подачи в эти помещения огнегасительной жидкости; 4) пенотушения - для тушения пожара негорючей пеной, изолирующей очаг пожара от доступа кислорода воздуха; 5) газотушения - для тушения пожара в помещениях путем заполнения их углекислым газом; 6) орошения и затопления погребов боезапаса - для охлаждения боезапаса и затопления его для предотвращения взрыва и тушения пожара в погребах.
Санитарная группа включает системы следующих назначений:
1) пресной воды-для подачи питьевой воды в пищеблоки, пресной, холодной и горячей воды к ваннам, душевым, прачечным, умывальникам и другим потребителям; 2) забортной воды-для подачи забортной воды в санитарные помещения и для мытья палуб; 3) сточную - для удаления грязной воды из ванн, умывальников, бань и пр.; 4) фановую и фекальную - для удаления фекальных вод из гальюнов и туалетов; для сбора грязной воды из фановой и сточной систем в фекальные цистерны и сброса этих вод в специальное судно или за борт вне пределов территориальных вод или на свалку; 5) шпигатов - для удаления воды с палуб, мостиков и др.
Группа кондиционирования воздуха включает системы зимнего, летнего и общего кондиционирования воздуха для поддержания зимой и летом в помещениях заданных параметров воздуха: температуры, относительной влажности и концентрации СО2. Зимой подаваемый наружный воздух нагревается и увлажняется, а летом - охлаждается и осушается при автоматическом регулировании. К этой группе также относятся системы:
1) парового отопления, обогревающие помещения паровыми грелками; 2) электрического отопления, обогревающие помещения электрическими грелками; 3) вентиляции - для обмена воздуха в помещениях: подачи свежего наружного воздуха и удаления загрязненного воздуха; 4) аэрорефрижерации - для поддержания в помещениях заданной температуры путем отвода теплого и подачи охлажденного воздуха; 5) рефрижераторная - для охлаждения провизионных камер и подачи к различным потребителям охлажденного рассола (охлаждающей жидкости); 6) регенерации-для восстановления в воздушной среде помещений количества кислорода, необходимого для организма чело- пека, и удаления из помещений излишнего количества углекислого и других вредных газов.
Группа сжатого воздуха состоит из воздушных систем низкого, среднего и высокого давления, подающих воздух для работы судовых устройств или механизмов, а также для работы пневмоприводов, не имеющих собственных компрессоров.
Специальная группа систем для наливных судов состоит из следующих систем: 1) грузовой, производящей погрузочно-разгрузочные операции с жидкими грузами в танках наливных судов; 2) зачистной, обеспечивающей зачистку танков наливных судов от остатка груза, отстоя и грязи; 3) газоотводной, отводящей через предохранительные клапаны в атмосферу газы, выделяемые грузом в танках; 4) подогрева вязких грузов - для подогрева грузов в танках при выдаче их с судна или при перегрузке между танками или цистернами; 5) мойки танков - для подачи пара или горячей воды в танки после их разгрузки для мытья и газобезопасной обработки.
Группа систем управления судовыми механизмами и устройствами и внутрисудовой переговорной связи, включающая системы специфического назначения: 1) управления (гидравлического и пневматического) -дл я изменения режимов работы механизмов на расстоянии с центральных постов; 2) воздушного измерения (пневмеркаторную систему)-для дистанционного измерения с центральных постов осадки судна или количества и уровня жидкого груза в отсеках; 3) переговорных труб (связи)-для голосовой связи и устной передачи команд между постами управления в различных помещениях судна.
Конструктивными элементами - частями - судовых систем являются:
- трубы и гибкие шланги; соединительная арматура;
- арматура для закрывания, регулирования или переключения трубопроводов;
- механизмы, осуществляющие процесс энергообмена и перемещающие среды в трубопроводах;
- контрольно-измерительные и сигнальные приборы; аппараты теплообмена;
- защитные устройства; цистерны, баллоны, расходные баки и другие емкости;
- подвески, кронштейны и детали для крепления труб и арматуры к судовым конструкциям; компенсаторы удлинений и сжатий трубопроводов и т. п.
Среда, перемещаемая в судовых системах, может быть очень агрессивна, скорость ее течения, температура и давление очень различны, поэтому для изготовления конструктивных элементов судовых систем используют различные материалы.
Трубы - основные конструктивные элементы судовых систем. Для изготовления труб судовых систем чаще всего используют углеродистую сталь. Для сохранения физико-химических качеств среды, протекаемой в трубах, их изготовляют также из легированной стали, медными, биметаллическими (сталь - медь), латунными и из легких сплавов. Кроме этих труб, в судовых системах используют также стальные, футерованные изнутри полиэтиленом, а также полиэтиленовые и из винипласта. Соединение труб, присоединение их к запорной, переключающей и регулирующей арматуре, к стенкам цистерн, к механизмам и аппаратам может быть разъемным и неразъемным (путевые соединения). К разъемным соединениям относятся фланцы, муфты, штуцера и дюриты. Для создания плотности разъемных соединений между ними устанавливают прокладки из картона, паронита, резины, фибры, полиэтилена и других материалов. К неразъемным относятся сварные, паяные и клееные соединения.
Фасонные части трубопроводов - колена, тройники, четверники и переборочные стаканы - применяют для разветвления трубопроводной сети, прохода труб через настилы, переборки и т. п.
Компенсаторы служат для восприятия температурных удлинений или смещения труб вследствие деформаций судовых конструкций. Компенсаторы монтируются в трубопроводах больших диаметров с переменной температурой среды (таких, как паропроводы высокого давления); для прочих систем их роль выполняют самокомпенсаторы - изогнутые участки труб. Подвески и кронштейны, выполненные из полосового или профильного металла, служат для крепления труб к элементам судовых конструкций.
Арматура судовых систем служит для закрывания, регулирования или переключения трубопроводов. Она обеспечивает отключение, изменение количества протекаемой среды, изменение направления движения среды в разные трубопроводы, поддержание в трубопроводах постоянного давления и защиту систем от попадания в них посторонних предметов. Арматура может быть стальной, латунной и бронзовой. Всю арматуру судовых систем классифицируют по назначению и конструкции на следующие группы (рис.1). 1) Клапаны, характерной деталью которых является тарелка, перекрывающая живое сечение проточной части внутри его корпуса. В зависимости от способа управления тарелкой и назначения клапаны разделяются на запорные, невозвратные, невозвратно-запорные, невозвратно-управляемые, предохранительные, дроссельные и редукционные. Клапаны запорные перекрываются тарелкой, регулируемой шпинделем. Клапаны невозвратные, предохранительные и редукционные работают автоматически. В невозвратном клапане шпинделя нет, тарелка прижимается к седлу в корпусе собственным весом и давлением среды, протекающей в трубопроводе, или пружиной.
Рис.1 Схема действия арматуры судовых систем: а-запорный клапан; б - клинкетная задвижка; в - дроссельный кран; г - проходной пробковый кран; д - кран -трехходовой манипулятор; е - захлопка.
Клапаны предохранительные работают автоматически: среда проходит, отжимая тарелку, прижимаемую к седлу клапана пружиной, сжатие которой заранее регулируется. При повышении в трубопроводе давления на величину более 20% рабочего тарелка отжимается от седла и клапан открывается, сбрасывая избыточное давление. Клапаны дроссельные применяются для уменьшения давления в трубопроводах путем изменения гидравлического сопротивления среды, регулируемого положением тарелки. Клапаны редукционные применяются для снижения статического давления среды в трубопроводах и поддержания его постоянства независимо от колебания давления до и после места установки этого клапана. 2) Задвижки клинкетные (клинкеты) с клиновидным диском перекрывающим сечения трубопровода. Клинкеты используются как запорные органы или как спускные или перепускные средства в качестве донной и бортовой арматутры. 3) Краны проходные, трехходовые и крановые манипуляторы- запорно-регулирующая арматура в виде пробки, установленной в корпусе крана с одной или несколькими прорезями Манипуляторы используются для переключения трех, четырех и более трубопроводов;
4) Захлопки - особый вид арматуры, рабочая тарелка которой шарнирно закреплена на оси.
Приводы управления арматурой, аппаратами и другими элементами систем бывают местными и дистанционными, приводимыми в действие вручную, с помощью механических двигателей или работающих автоматически. Дистанционные приводы могут быть валиковыми, гидравлическими, пневматическими и электрическими. Гидравлические механизмы, преобразующие энергию движущейся в них жидкости в механическую работу рабочего органа, используются для управления арматурой, приводами и аппаратами. Насосы - машины, преобразующие механическую энергию, получаемую от двигателей, приводящих их в движение, в приращение механической энергии протекающей в них жидкости. В зависимости от конструкции и способа, которым совершается энергообмен, насосы подразделяются (рис.2) на поршневые (объемные или вытеснения), в которых жидкость перемещается под действием поршня, совершающего возвратно-поступательное движение в рабочем цилиндре машины; ротационные (роторные), в которых перемещение жидкости совершается под действием вращения зубчатых колес или винтов; лопастные, в которых жидкость перемещается под действием
 Рис.2 Схема действия насосов : а - поршневой простого действия ; б - центробежный; в - пропелерный; г - ротационный; д - водоотливной эжектор.
центробежных сил, возникающих при проходе жидкости через вращающееся рабочее колесо с лопатками; струйные (эжекторы), в которых нагнетаемая жидкость получает приращение энергии под действием другой рабочей жидкости, обладающей необходимой кинетической энергией. Газодувки - машины, преобразующие механическую энергию приводящих их в движение двигателей в приращение энергии перемещаемых ими газов. Так же, как и насосы, газодувки бывают лопастные, объемные (вытеснения) и струйные. В зависимости от величины развиваемого напора они разделяются на 1) вентиляторы, машины, служащие для перемещения воздуха и создающие давление до 0,3 атм; 2) газодувки-машины, служащие для сжатия и перемещения газа (воздуха) при давлении в пределах от 1,1 до 3,5 атм; 3) компрессоры, машины, осуществляющие сжатие и перемещение газов (воздуха) под давлением свыше 2,0 атм.
|