+7 (812) 677-2062
+7 (962) 680-6715

Проспект Обуховской обороны, дом 38

Поставки судового оборудования,
запорной арматуры,
судовых механизмов и гидравлики
для нужд флота

Надежный бизнесмен, проверенный поставщик, порядочный партнёр

Статьи и материалы по судостроению и судоремонту

Статьи и материалы по судостроению и судоремонту

« Назад

Гаки корабельные  23.09.2010 23:48

 
Гаками называются кованые крюки из мягкой стали. Они применяются для закладывания за стропы поднимаемого груза, для крепления стоячего такелажа и т. д.
Обыкновенный гак (рис.1)
Бывает простой (плоскость обуха перпендикулярна к плоскости спинки) и повернутый (обух, спинка и носок расположены в одной плоскости).


Рис.1. Обыкновенный гак:
а - простой; б - повернутый; 1 - обух; 2 - спинка; 3 - носок; 4 - проушина

Гаки изготовляются 22 номеров: от № 0,1 до № 75. Номер означает грузоподъемность гака в тоннах.
Складной гак - храпцы (рис.2)
Используется для того, чтобы снасть не могла самопроизвольно выложиться. Храпцы состоят из двух простых гаков, надетых проушинами на коуш. Одна сторона гаков плоская. Этой стороной они плотно прилегают один к другому, образуя замкнутое кольцо. Для надежности при использовании храпцы закаболиваются ворсой.


Рис.2. Храпцы

Глаголь-гак (рис.3)
Применяется там, где нужно быстро выложить гак под нагрузкой, на цепных стопорах, шлюпочных найтовых, жвака-галсах, на концах стоячего такелажа и винтовых талрепах.


Рис.3. Глаголь-гак:
1 - увеличенное звено; 2 - стопорное звено; 3 - откидной гак

Пентер-гак (рис.4)
Применяется для постановки и уборки тяжелых деталей тралов. Он представляет собой простой гак, на спинке которого имеется обушок для крепления оттяжки. Оттяжка позволяет выложить гак из обуха отводителя трала или буя, вынесенного за борт или корму тралбалкой или краном, под нагрузкой.


Рис.4. Пентер-гак

Вертлюжный гак (рис.5)
Применяется на канифас-блоках, нижних блоках шлюпочных талей и в качестве грузовых гаков. Вертлюжный гак может вращаться в отверстии серьги, что предотвращает перекручивание лопарей талей и подъемных шкентелей.


Рис.5. Вертлюжный гак

Двойной вертлюжный гак (рис.6)
От вертлюжного отличается тем, что, вращаясь вокруг оси шейки, может качаться на оси серьги. Применяется в блоках больших грузовых кранов.


Рис.6. Двойной вертлюжный гак

Грузовой гак шкентель - г а к (рис.7) 
Применяется на шкентелях грузовых стрел. Носок гака загнут внутрь, что исключает его задевание за выступающие части борта.


Рис.7. Грузовой гак (шкентель-гак)

Двурогий гак  - применяется на стрелах и кранах.

Уход за гаками. Каждый гак испытывается на нагрузку, превышающую на 25% его грузоподъемность, не менее 10 мин. Грузоподъемность гака в тоннах выбивается на его спинке.
Гаки с трещинами, разогнутыми или сработанными обухами и спинками к эксплуатации не допускаются и подлежат замене. Трущиеся части вертлюжных гаков смазываются пушечным салом. Старая смазка подлежит периодической замене. Заржавевшие вертлюжные гаки расхаживаются, промываются керосином, очищаются от ржавчины, а затем смазываются.